3 декабря 2013 года у меня наконец-то появилась возможность провести внеплановое информационное совещание для сотрудников библиотек образовательных организаций (если понятней - для школьных библиотекарей).
Тема совещания звучала так: "Итоги седьмого всероссийского форума школьных библиотекарей «Михайловское 2013»" (на форуме я присутствовала лично).
Готовясь к совещанию, просматривая свой блокнот с записями, поняла, что рассказывать о форуме, как и после прошлой своей поездки на форум, буду постепенно весь год: слишком много информации. Для нынешнего совещания выбрала три основных вопроса:
- Музей-заповедник "Михайловское".
- Ключевые темы докладов на открытии форума.
- Тренинг Т.Д.Жуковой по созданию ментальных карт.
1. Про Пушкинский Заповедник говорить здесь не буду: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Будете знакомиться с заповедником, "бродить" по нему на виртуальных экскурсиях, не забудьте мысленно сказать спасибо человеку, который его создал - Семёну Степановичу Гейченко, удивительному человеку. Фильм о нём можно посмотреть на канале "Культура".
2. Открытие форума освещено на странице РШБА (Русской школьной библиотечной ассоциации). Там же выложена видеозапись, так что с докладами можно познакомиться в первоисточнике.
3. Тренинг «Маиндмэппинг (интеллект-карты) на базе имеющихся знаний по методу Бьюзена для развития когнитивных навыков у преподавателей и учеников» Татьяна Дмитриевна Жукова на форуме проводила следующим образом: сначала все, присутствующие в зале, устно по-очереди подбирали ассоциации, например, к слову "газета", потом рисовали кластеры по теме "10 вещей, которые я люблю" (у всех, понятное дело, работа вошла в список любимых вещей), а закончили работой в группах: созданием интеллект-карт на тему "Школьная библиотека".
С методом Бьюзена (Buzan) (правда, на английском языке, но есть картинки!) можно познакомиться в блоге Тони Бьюзена, в документе "How to Mind Map", через интеллект-карты, созданные по его методу.
С методом Бьюзена (Buzan) (правда, на английском языке, но есть картинки!) можно познакомиться в блоге Тони Бьюзена, в документе "How to Mind Map", через интеллект-карты, созданные по его методу.
Свою работу с библиотекарями я планировала построить так же, как на форуме.
Но, по счастливому стечению обстоятельств, Инесса Александровна Курило, бывший библиотекарь школы № 1, принесла мне заметку из "АиФ": "Возьмите, потом с библиотекарями почитаете".
Статья Захара Прилепина "Слово! А не рубль" (в Интернет-версии она называется "Нация, разучившаяся читать, превращается в толпу") удивительным образом легла на тему нашего совещания, как слова на музыку.
Эту статью мы попытались законспектировать с помощью интеллект-карт. Библиотекари сначала сопротивлялись, ссылаясь на непростую тему и серьезный язык статьи, а потом справились с задачей неожиданно легко. Легко в том смысле, что ключевые слова - основу основ работы с любым текстом - в интервью можно было выделить сразу. Многие фразы Захара Прилепина так и просятся в цитаты. Большое спасибо автору от благодарных читателей за то, что его текст настолько емок, точен, понятен, хлёсток. Это - без иронии.
Работа на совещании имела продолжение.
В полном восторге от прилепинского текста, от того, что непростой текст у нас получилось "разобрать по кирпичикам", его составляющим, я поделилась информацией в "Педагогическом клубе сетевого взаимодействия". Коллеги-участники клуба захотели увидеть продукт, получившийся у библиотекарей.
Конечно, тот результат, который остался в блокнотах у библиотекарей, чирканный-перечирканный шариковой ручкой, выставить на всеобщее обозрение возможности не было. Кроме того, и сам продукт было бы неплохо доработать. На совещании на это не хватило времени: закончился рабочий день.
Работу над созданием интеллектуальных карт я решила организовать с помощью сетевых сервисов. Был выбран сервис Рисунок Google по следующим причинам:
- аккаунт Google есть у многих библиотекарей;
- интерфейс похож на известный всем Paint;
- можно вставлять в документ различные объекты, рисование различных видов связей не ограничено возможностями сервиса, как во многих сервисах создания ментальных карт;
- представление о документах Google библиотекари имеют, правда, до этого мы работали только с Формами;
- люди будут вынуждены научиться работать в облачной среде и перестанут испытывать страх к такого рода работе, почувствуют вкус к ней.
Работу организовать оказалось не так-то просто, в первую очередь из-за хронической нехватки времени: у меня начался "праздник жизни" - недельный муниципальный этап конкурса "Учитель года", требующий соответствующей подготовки, на всех нас свалился неожиданный мониторинг, о "мелких" текущих заботах я и не говорю.
Групп, работавших над текстом на совещании, было две. Одна составляла конспект статьи с условным заголовком "Проблемы", другая - "Решение проблем".
Такой же результат я планировала получить и в электронном документе. Но первоначальный состав групп изменился: многие по веским причинам в совместной работе принять участие не могли.
В результате у нас получилось 2 цельных конспекта.
Здесь - один из промежуточных результатов.
А вот - результат.
В результате у нас получилось 2 цельных конспекта.
Здесь - один из промежуточных результатов.
А вот - результат.
Интеллектуальная карта “Миф о читающей стране” |
Попытка интеллектуальной карты по статье Захара Прилепина "Нация, разучившаяся читать, превращается в толпу" |
Такие молодцы!!!!!
ОтветитьУдалитьСтараемся. Хорошо, что нам, библиотечным работникам, есть у кого учится.
УдалитьРазвитие нелинейного мышления - дело трудное, но в условиях нелинейного информационного пространства весьма необходимое. Надеюсь, что Вы поделитесь очередными достижениями в mind mapping. Очень интересный опыт!
УдалитьДа, очень трудное. Нам, безусловно, еще многому нужно будет научиться. Слишком тяжело переходить от множества казенных фраз, которые мы виртуозно научились писать за годы работы в школе, к одному-единственному визуальному образу, который точнее этих фраз.
Удалить